ВОЗРОЖДЕНИЕ

7 апреля 1990 года в Иловлинском храме св.блгв. князя Димитрия Донского (тогда еще молельном доме) была отслужена первая Литургия. Путь иловлинцев к храму был долгим и трудным. Об этом наш рассказ.

Кто начинал.

Идея возрождения церкви – восстановления храма в Иловле – не может принадлежать какому-то одному человеку. Об этом думали и мечтали многие. Дух Православия сохранялся в народе. Внуки тех, кому запретили верить в Бога, в генах своих сохраняли трепетное отношение к церкви, её установлениям, обрядам и традициям. Всегда была мысль: «Хорошо бы в поселке была своя церковь!»…

В конце 80-х годов прошлого века, на фоне общей переоценки ценностей и исторических событий, происшедших в нашем Отечестве, произошел поворот общества и власти в сторону церкви. Идеи восстановления храма носились в воздухе, но для их воплощения не было средств, не было реальной поддержки властей, не было земельного участка…

Из уроков химии мы помним, что насыщенный раствор остается жидким, пока в него не попадает кристаллик… И тогда начинается процесс кристаллизации. Поводом и последним толчком к пониманию того, что в Иловле может и должен быть храм, послужил разговор Евгении Дмитриевны Назаровой с её давней знакомой из х. Авиловского – Ниной Петровной Кагочкиной, тоже верующей. Они говорили о том, что в средней полосе России много церквей восстанавливается, хорошо бы и у нас… Именно тогда Е.Д. Назарова всей душой поняла и приняла всем сердцем: надо оставшуюся жизнь посвятить главному – строительству церкви. Иловле нужен свой «Храм Христа Спасителя». И весь ход последующих событий показал: по масштабу сделанного для поселка строительство церкви было делом ничуть не менее легким, чем восстановление известной Православной святыни в Москве.

Чтобы было понятнее, кто она, Евгения Дмитриевна, инициатор возрождения храма, человек, сделавший первые, самые трудные шаги на этом пути, познакомимся с ней поближе. Вот что она говорит о себе: «Я родилась в х. Боровки Иловлинского района Сталинградской (тогда) области в 1926 году. В 1941 году окончила семилетку, дальше учиться не дала война. Родители и деды – все были крестьянами. Нас, детей, в семье было семеро. Семья была глубоко верующей. В доме всегда были иконы, святая вода, которая считалась ценнейшим лекарством для детей. Чтили православные праздники, готовились к ним, насколько было возможно. Праздновали Рождество, Пасху, Троицу. Это для нас были основные праздники, которые ждали с непередаваемой радостью. Особенно я любила Троицу: кругом красота, зелень, цветы. Я с детства люблю цветы – живые, искусственные, нарисованные.

В далеком детстве, своим детским разумом и сердцем я как-то сознавала и чувствовала, что Бог есть, что Он все видит и знает, и что тайно от Него ничего нельзя сделать. Но шли годы. Безбожная жизнь, в которой оказалась Россия, диктовала свои законы. Они изломали мою душу, выбили то, что было воспринято от родителей. Но Всевышний, видимо, не оставил меня, вразумил и благословил на дела, Ему угодные. И я, немощная и многогрешная раба Божия, по воле и с помощью Его, сделала все, что в моих силах, для того, чтобы в Иловле был храм Божий».

Но к практическому воплощению идеи Евгения Дмитриевна вплотную приблизилась после разговора с Юрием Ивановичем Медведевым. Он тоже был увлечен идеей возрождения казачества, его культуры, традиций. В свое время он многое сделал для создания этнографического музея, что возле трассы «Волгоград-Москва». Потомственный донской казак, он искренне ратовал за прославление казачьей истории. А казаки всегда были с Богом.

Именно он, тогда атаман Иловлинского казачьего юрта, дал Евгении Дмитриевне совет: «Районные власти обязаны отреагировать на мнение народа. Если будет коллективное требование, то администрация района обязана будет пойти верующим навстречу».

И Е.Д. Назарова решила: надо собирать подписи под коллективным «прошением» об открытии православного прихода.

«Хождение по мукам»

Дело оказалось нелегким: кто-то боялся, кто-то был «за», но подпись ставить не хотел. Особо тяжелым делом были многократные «походы» к районному начальству. В то время каждый или не хотел прослыть приспособленцем, или действительно был ослеплен атеизмом, или хотел остаться нейтральным. Иногда казалось, что все висит на волоске, что ничего не получится. Заявление переписывали несколько раз. Но все же подписи собрали.

Вот сохранившийся текст этого заявления, зарегистрированного в установленной форме в приемной председателя исполкома Иловлинского райсовета народных депутатов 9. 06. 1989 года.

«В Иловлинский районный Совет народных депутатов от верующих жителей р.п. Иловля.

ЗАЯВЛЕНИЕ

Мы, верующие христиане, жители р.п. Иловля и всего района, на долю которых выпала нелегкая жизнь с жестокими душевными перегибами. В настоящее время мы очень благодарны М. С. Горбачеву за все доброе, за перестройку, гласность во всех отношениях, в том числе религиозном. Души человеческие тоже надо перестраивать. Слишком много в людях зла и ненависти, алчности и жестокости. Чтобы люди стали добры и милосердны, почтительны и вежливы, нужна церковь, духовная служба – литургия. Поэтому мы обращаемся с большой просьбой и настаиваем, чтобы Исполком вынес решение и осуществил его – о постройке церкви в р.п. Иловля. Для осуществления этого предлагаем перевезти церковь с хутора Ютаевки, как частицу истории христианства Донского. Или приспособить для церкви какое-нибудь здание. Просим опубликовать через газету «Колос» обращение к верующим о помощи, путем сбора средств пожертвований на постройку церкви, для этого открыть счет в сбербанке.

Советуем Исполкому обращаться к народу с возникшими вопросами. Надеемся – народ поможет, и в скором будущем, всем миром, это можно будет осуществить. Еще раз просим не оставить без внимания нашу просьбу.

Вышеизложенное подтверждаем своими ста шестьюдесятью шестью подписями.

  1. 06. 89 г.»

Нужно сказать – идея переноса в Иловлю Ютаевской церкви обсуждалась тогда достаточно серьезно. Но приходилось констатировать очевидное – деревянная церковь, простоявшая в Ютаевке 100 лет, была очень ветхой и могла быть, в лучшем случае, экспонатом музейного комплекса, а не действующей церковью, поэтому реальным выходом из положения было все же открытие – на первых порах – молельного дома, а в перспективе – строительство нового храма. Но до этого было ещё далеко…

А пока Е. Д. Назарова продолжала хождение по кабинетам. «Плакала горькими слезами, вспоминает она. – А Медведев успокаивал: ничего, идите опять, регистрируйте бумагу и если не будет ответа, пишите дальше, в Москву».

Существенно помог тогда Ю.Ф. Бунеев, заведующий отделом облисполкома по делам религии, который встречался с активом поселка несколько раз.

Так документы отосланы были в Москву. Техническую работу помогла выполнить Л.П. Питерскова, ответственный секретарь Иловлинского исполкома райсовета. И, как ни странно, результат последовал быстрый и положительный – уже 17 декабря 1989 года Указом Архиепископа Саратовского и Волгоградского был назначен настоятель церкви Святого благоверного князя Димитрия Донского, священник – отец Василий, Василий Иванович Голик. А через месяц приехала и его семья.

Первоначально о. Василий жил у Назаровых. Там собирался актив для обсуждения всех вопросов. Супруг Евгении Дмитриевны, Яков Захарович, с пониманием относился к деятельности жены, сам включился в работу. (Он – бывший работник милиции, участник ВОВ).

Нужно было начинать работу. Позарез требовались денежные средства. И Е.Д. Назарова первая пошла собирать пожертвования. Затем к этой работе подключились и другие. С квартирой о. Василию помог В. И. Водяников, руководитель крупнейшего не только в районе, но и в области сельхозпредприятия, совхоза «Краснодонский». Он выделил однокомнатную квартиру из совхозного жилого фонда. Как оказалось, сравнительно молодой коллектив хозяйства к идее возрождения церкви отнесся в целом положительно.

У Иловлинского поссовета (предс. А.И. Косьяненко) на пожертвования купили здание на пересечении ул. Буденного и ул. Комсомольской. МПМК «Иловлинская» (нач. А.И. Вигандт) помогла переоборудовать его в молитвенный дом. Работали строители В. Я. Гельдт, В. И. Стрельников. Купол и крест на доме установил крановщик Е. В. Ремезов.

Первые шаги.

Вот что вспоминает о. Василий о тех первых шагах возродившегося прихода.

«В 1989 году, по милости Божией, в р.п. Иловля была организована православная община. Первым создателем прихода была Е.Д. Назарова. Очень помог Ю.И. Медведев – он взял на себя обязанность обеспечения прихода служебными книгами, ездил в Москву за ними. Из молодых прихожан активно помогал предприниматель Андрей Павлович Прошаков, который мог собрать молодежь для физического труда, помогал при проведении Архиерейских служб и в трудные минуты был надежной опорой.

Первым алтарщиком был Георгий Никифорович Дудаков, ему помогали два мальчика: Андрей Клюс и Максим Звягин. Все работы по приготовлению к службе выполняла Лидия Григорьевна Богатырева. Клиросное послушание несла Нина Петровна Кагочкина вместе с матушкой, Надеждой Владимировной Голик.

На Светлой седмице 1990 года новый приход посетил правящий Архиерепископ Пимен.

В этом же году были разосланы обращения во все организации района с просьбой оказать материальную помощь. Обратились к районной администрации с просьбой выделить земельный участок под строительство церкви. Участок первоначально был выделен в районе совхоза «Коммунист». Сделана была и планировка, но люди сетовали на отдаленность участка и всячески просили руководство района изыскать возможность и выделить участок в центре Иловли, где раньше располагался детсад. В это время в райцентре были построены и действовали три новых детских сада. Старый садик, рядом с молельным домом был неперспективным, и в 1990 году его закрыли. Прихожане просили, чтобы именно на этом месте разрешили строительство церкви.

После непродолжительных организационных мер и согласований участок был выделен, чему предшествовало заключение районного архитектора С.В. Воробьева, архитектора Епархиального управления В.Е. Околелова. И вот после выездного собрания райисполкома, которое возглавил В.А. Черкесов, было дано разрешение на строительство церкви Святого благоверного князя Димитрия Донского в Иловле.

В этом же году началось проектирование нового храма на 500 человек. Проект составил и разработал чертежи архитектор В.Е. Околелов с рабочей группой».

Всем миром

Пожелтевшая тетрадь с записями фамилий иловлинцев, сдавших пожертвования на строительство церкви. Список более чем на 2000 человек. Многие сдавали средства по нескольку раз. Кто-то сдавал совсем немного, кто-то четверть своей пенсии, кто-то небольшими суммами несколько месяцев подряд. Но немало и таких записей: «бесфамильный» — и сумма. В таких случаях говорили: «Деньги даем, а фамилию писать незачем – Бог знает нас». Спасибо всем иловлинцам, кто отдал частичку своего семейного бюджета в столь тяжелое, кризисное время.

Здесь же, в тетради, строгий подсчет результатов и запись расходов, с отражением того, на что, куда и когда потрачены деньги.

Народная стройка и народная бухгалтерия.

Хотелось бы назвать всех, и все этого достойны, но список будет слишком длинным. Приведем лишь несколько примеров.

Рубцова Таисия Федоровна, одинокая женщина, записала дом, сделала завещание. Она приехала из Задонья, купила в Иловле дом, старость встретила в Иловле. Приход обеспечил ей уход и – никуда не денешься – достойные похороны.

Богатырева Лидия Григорьевна – штукатур-маляр. Пожертвовала 1 млн. рублей (до деноминации). Сама Назарова Е.Д. с мужем дали миллион рублей и еще несколько раз снимали деньги с книжки, отдав нажитое на благое дело. Юрченко Мария Кузьминична дала миллион на лампады. Полякова Нина Григорьевна – 1 млн. 300 тыс. руб. – на ризу. Анищенко Александр Владимирович (внук Е.Д. Назаровой) – миллион на лампаду Александру Невскому. По нескольку раз жертвовали Молоканов В.В. – зам.нач. милиции, Попова А.Ф. – гл. спец. ЗАО «Краснодонское», семья Клешниных и многие другие.

Когда все узаконили – место под строительство, проект – началась собственно стройка. Надо было забивать сваи. Отец Василий обратился к прихожанам с просьбой: надо срочно заплатить 2 тыс.руб. организации, забивающей сваи. Первую сняла с книжки Е.Д. Назарова, вторую бухгалтер Галина Попова собрала у жителей.

Траншея под фундамент рылась вручную. Несколько семей, таких как Назаровы, работали ежедневно. Собирали людей по дворам на выгрузку кирпича – ручная и изнурительная работа.

В поселке видели – стройка набирает обороты, и это вызывало уважение даже у скептиков. Помнится, на встрече с представителями КПРФ из Москвы, проходившей тогда в к-т «Дон», известному политику Лукьянову задали вопрос: «Мы начали строить храм, а вы, коммунисты, если придете к власти, опять его разорите?» Тут же вклинился тогдашний первый секретарь райкома КПРФ Е.В. Сорокин и ответил: «А кто вам помогает?» Действительно, приходу отдали бывший партийный телефон, несмотря на то, что начальник связи В. Бучнов «тянул резину».

Церковь строили люди увлеченные, большинство не думали о зарплате.

Особой похвалы заслуживает основной мастер-строитель Виктор Яковлевич Гельдт. Вместе с многими немцами Поволжья, он переселился из Камышина, работал на свинокомплексе «Краснодонский», очень добросовестный, дисциплинированный, аккуратный работник. Он «загорелся» идеей строительства храма, даже перенес срок выезда на ПМЖ в Германию. Каждый кирпичик наружной кладки он лично положил в стену. Очень много времени ушло на доводку кирпича, сточку его частей для использования на конфигурации в кладке. В разгар работ Виктор был худым, черным, измученным, но счастливым, так как понимал: такое делается не каждым и только раз в жизни.

Оставил память о своем труде и наш земляк, Николай Николаевич Белозеров – он мастерски выполнил все жестяные, кровельные работы. Потом храму помогал и его брат Владимир.

Вот еще некоторые фамилии тех, кто выходил работать на стройку в качестве подсобных рабочих: Лидия Григорьевна Богатырева, Павлина Сергеевна Бойкова, Михаил Васильевич Абросимов, Георгий Никитович Дудаков, Евгения Петровна Шкилева, Михаил Петрович Фролов.

Ю.И. Медведев съездил в Сергиев Посад и на церковные деньги купил «Четь и Минеи» — это 12 больших и тяжелых церковных книг.

Как отмечали многие, большим подспорьем явилось то, что настоятель храма, отец Василий, оказался хорошим организатором и строителем. Он быстро адаптировался, смог, не вставая в позу просителя, консолидировать усилия многих людей, заручиться поддержкой прихожан и руководителей предприятий.

Стоит отметить и то, что все, кто был задействован в обсуждении проекта, порядка строительства, никогда не проявляли амбиций. Конструктивность, настрой на конкретную работу была главной чертой всех общавшихся с о. Василием.

Вот что он сам вспоминает о строительстве храма и людях, строивших его.

Как это было

Земельный участок под храм был передан вместе с существующими постройками детского сада, которые были переоборудованы под бухгалтерию и воскресную школу.

Первыми жертвователями среди организаций были АО «Краснодонское» (директор Владимир Иванович Водянников). 20.03. 1990 г. – первое перечисление – 10 тыс.руб.

20.12. 1990 г. – Иловлинская «Агропромхимия» (директор – А.А. Морозов) – 5 тыс.руб.

Также 10 тыс.руб. перечислило Саратовское епархиальное управление, Архиепископ Пимен. Были и частные пожертвования от жителей района – тоже около 10 тыс.руб.

10 марта 1991 года были произведены инженерно-геологические изыскания грунта (работу выполнил кооператив «Изыскатель» — председатель В.В. Павлов) и принято решение забивать сваи.

12 мая 1991 года заключается договор на забивку свай с «УМР-3» «Строймеханизация». Всего забито свай 144 шт. 28 мая все сваи были забиты и подписан акт приемки. Для сравнения – такое же, приблизительно, количество свай забивалось под пятиэтажки, и там эта работа длилась месяцами. Здесь же люди выходили на работу в 6 утра и работали допоздна – все было сделано очень добросовестно. Содействие от администрации на этом этапе оказывал Ермаков Анатолий Павлович.

На забивку свай необходимо было около 30 тыс. руб – эти деньги были пожертвованы плодозаводом «Логовский» (рук. Валентина Федоровна Купреенко).

В мае 1991 года был заключен договор с Волгоградской МПМК объединения «Волгоградоблагропромстрой» (нач. Геннадий Тимофеевич Полухин) на дальнейшие строительные работы. Это предприятие вело стройку совместно с ЗАО «Краснодонское», которое безвозмездно выполнило работы по изготовлению раствора. Дальнейшие работы по нулевому циклу были выполнены наемной бригадой из Закапатья под руководством В.Я. Гельдта.

В этом же году пожертвования от других организаций составили:

Казанский собор – 27 тыс.руб.

Совхоз «Кондрашовский» — 3 тыс.руб.

Иловлинский райпотребсоюз – 2 тыс.руб.

Птицефабрика «Волгоградская» — 1,5 тыс.руб.

Иловлинская заготконтора – 1 тыс.руб.

СУ-873 – 5 тыс.руб.

Жертвователи от организаций 1992 г.:

ЗАО «Краснодонское» — 25 тыс.руб., затем 29 тыс.руб.

Качалинский комбикормовый завод – 30 тыс.руб.

Комбинат кооп.пром. – 5 тыс.руб.

Казачий круг – 5 тыс.руб.

1991-1992 годы были годами начала строительства и накопления стройматериалов. Лес привозили из Коми АССР, кирпич из КССМ г. Волгограда, на колокольню кирпич брали из другого завода – СИМ. Все транспортные перевозки безвозмездно совершали водители АТП (рук. Пикалов Александр Васильевич). Песок на все строительство завезен безвозмездно «Агропромхимией». Завезли цемент и безвозмездно выполнили благоустройство дорожники СУ-873 (рук. Михайлов Анатолий Дмитриевич.). Фермы на крышу изготовлены МПМК «Иловлинская». Все работы по разгрузке и погрузке краном выполнял Ремезов Евгений Владимирович с этой организации. Столярка – решетки на окна – выполнены и пожертвованы жителями Б-Ивановки, колхозом им. Кирова (рук. Пурнов Александр Александрович). Бетон на нулевой цикл, отопление, ограда, колокола и кресты изготовлены и пожертвованы ЗАО «Краснодонское».

1993-1997 годы – основное строительство храма.

Пожертвования от организаций 1993 г.:

ТОО «Ивушка» — 100 тыс.руб., затем 300 тыс.руб.

Молзавод – 10 тыс.руб.

Иловлинский райпотребсоюз – 120 тыс.руб.

Администрация района – 100 тыс.руб.

Бердиевский элеватор – 200 тыс.руб.

Центральное потребобщество – 500 тыс.руб.

Пролетарское потребобщество – 150 тыс.руб.

Ресторан «Казачий Курень» — 50 тыс.руб.

АО «Краснодонское» — 500 тыс.руб.

Совхоз «Пролетарий» — 7 тыс.руб.

Пожертвования от организаций в 1994 году – 3 млн.руб., в 1995 году – 22 млн. 623 тыс.руб., из них 7 млн. – от районной администрации; 1996 год: ГАИ -27 млн.руб., АО «Краснодонское» — 14 млн.руб. на колокола.

1996 год стал годом завершения строительства. Огромную помощь в отдельных работах оказали Иванов Владимир Евгеньевич, Калачева Татьяна Юрьевна, Великанов Виктор Сергеевич. Основные штукатурные работы выполнены их руками.

Очень помогла деньгами руководитель ТО «Толгис» Тамара Николаевна Новрузова и работники этого предприятия, а также земляки, проживающие в Надыме.

Завершение

Первая служба была проведена еще в незавершенном храме, в 1996 году, на престольный праздник. Возглавил ее архиепископ Волгоградский и Камышинский Герман. Завершены работы были к Рождеству 1997 года, а 12 января храм был освящен владыкой Германом. На этот праздник были приглашены все участники строительства храма, и его стены не могли вместить всех своих гостей. Несмотря на зимний морозный день, многие молились на улице.

Только руководителей было приглашено более 200 человек, а ведь за ними – целые коллективы, которые внесли посильную милостыню на строительство нашего храма – кто деньгами, кто трудом.

И вот он красуется в центре нашего поселка – храм во имя святого благоверного князя Димитрия Донского. И не верится – как это в такое время, когда разваливались предприятия, когда прекратилось строительство производственных объектов, построена эта церковь? Какая сила помогла в период инфляции и кризисов ввести в строй подобный объект? Ответ на этот вопрос не требует комментария. Церковь строил народ, а помогала ему любовь к Богу, а значит, и сам Бог.

Подготовлено по материалам

Информбюллетеня племзавода ЗАО «Краснодонское

(автор Г.Е. Чекунов)

и газеты «Донской вестник».

Просмотрено(172)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *