Четверть века – и много, и мало…

Четверть века – и много, и мало…

4 ноября 1989 года архиепископ Саратовский и Волгоградский Пимен благословил антиминс для совершения Богослужений в Иловле. Этот день считается началом возрождения православного прихода, малой части великой Церкви Христовой. Приход был наименован в честь великого заступника земли Русской, святого благоверного князя Димитрия Донского.

Как рос и развивался приход все эти годы, вспоминает настоятель храма, протоиерей Василий Голик. – Двадцать пять лет, четверть века получается… Это вроде бы и много, и в то же время мало.

Кажется, вчера только все начиналось. Перед глазами проплывают эпизоды: выбор места, строительство храма… А между тем, те дети, которые тогда родились, первые были крещены, уже выросли, создали свои семьи, приводят своих детей.

Конечно, в первую очередь вспоминаются люди, которые стояли у истоков создания прихода, вложили свой труд, материально помогали. К сожалению, многих уже нет в живых. Надеюсь, что у Бога их труды будут зачтены. Некоторые из-за болезни и престарелого возраста уже не могут прийти в храм. Одна из таких – это наша баба Женя,

Евгения Дмитриевна Назарова

Евгения Дмитриевна Назарова. Ходить ей трудно, но храм виден ей из окна, слышен звон колоколов, и когда приходим ее навещать, она все время говорит: «А я, батюшка, молюсь тоже».

Благодаря именно этому человеку и началось возрождение православия в Иловле. Господь избирает себе людей, вот и ее можно назвать избранной, хотя она и утверждает, что на тот момент была не очень и верующей. Господь посетил ее сначала через болезнь, уже думали, что она последние дни доживает, а вот прошло уже 25 лет, и бабушка жива… и дай Бог ей еще пожить и помолиться, потому что она из тех людей, которые прошли и голод, и холод, и разруху, выстояли, и сегодня для нас являются примером.

А тогда она дала обет Богу, что если даст ей здоровье, то она будет стараться, чтобы в Иловле появилась церковь. В те годы, в конце 80-х, еще не все понимали, что надо делать, и нужен ли вообще храм, а она стояла на своем, ходила по кабинетам, в райком, райисполком, до Москвы дошла. Как она рассказывала: ночью проснусь, рядом листок бумаги приготовлен, – и как кто диктует – записывала. Утром письмо готово, знает, куда идти. Это было самое трудное – получить разрешение из Москвы на создание прихода, открытие храма, и она этого добилась.

Затем выбирали участок для строительства. Тоже сложности были, но так Господь судил, что сейчас храм стоит практически рядом с тем местом, где был прежний, Покрова Пресвятой Богородицы, разрушенный в 30-х годах.

Уцелело и здание причта (в этом году ему исполняется 120 лет). Там сейчас Воскресная школа, занимаются детишки, в том числе и те, чьи родители были первыми ее выпускниками.

Вспоминаются и первые строители. Самым первым был Виктор Яковлевич Гельдт. Он взял на себя такой крест, начал строительство и довел до завершения. Создал бригаду, это все были ребята наши, иловлинские, и по молитвам Димитрия Донского храм воздвигался.

Был даже такой момент: Виктор подал заявление на выезд в Германию, уже распродал имение, но случилась какая-то заминка, документы задержались. Я возьми и скажи ему: пока крест не поставишь – не уедешь. Так оно и стало. Первый крест воздвигли, второй, и сразу после этого пришел ему вызов. Конечно, это не в моих словах дело было, а в промысле Божием. Сейчас, когда созваниваемся, он говорит, что это были самые счастливые дни его жизни, хотя тогда мы этого не понимали, наверное, по молодости. Да и дни тогда были трудные: обвал рубля, рост цен… Но с Божией помощью храм строился. Были разные слухи, разные разговоры, спрашивали – откуда деньги? А деньги были те же самые, от прихожан, копеечки подбирались, кто с пенсии, кто как мог. Предприятия помогали. Комплекс, птицефабрика, колхозы, совхозы тогда были, и каждый старался чем-то помочь, хоть две-три тысячи. Кажется, что это за деньги, но тогда они дорогого стоили. Кто материалами помогал, кто как мог. С миру по нитке, как говорится…

Мне даже кажется, что если бы сейчас все начать снова, то так бы не получилось, хотя вроде сейчас возможностей больше. А тогда страна рушилась как картонный домик, а храм рос, рос… и вот какой вырос!

 

– Апостол Павел сказал, что каждый человек – храм Бога Живаго. Этот храм тоже строится, перестраивается… И это строительство самое главное. Вот вы, как священник, какие видите изменения в людях, прихожанах, церковной общине?

– Трудно сравнивать — начинали в маленьком домике, некому было даже по-славянски читать, петь.

Кто раньше мог иметь в доме молитвослов, Библию, иконы? После гонений на Православную Церковь, Великой Отечественной войны, послевоенного атеизма редко в какой семье сохранились книги, иконы, которые передавались из поколения в поколение.

Были и у нас трудности. На первые собранные деньги наш Иловлинский казак Юрий Иванович Медведев привез из Москвы Богослужебную литературу. Прихожанка из х. Авилова, Нина Петровна Кагочкина, помнила церковно-славянский язык, и мы начали служить. Когда начались регулярные Богослужения, потянулись прихожане, приход рос и укреплялся. Людские души тянулись к Богу. Помнится с того времени – была такая сплоченность… Люди искреннее намного были. Ни сил, ни времени не жалели. Добрее люди были. Сейчас, мне кажется, не то…

Хотя, вроде, должны бы мы становиться ближе и к Богу, и друг к другу, добрее, но… Может быть, тут и с моей стороны, как пастыря, какие-то недоработки.

 

 

 

 

 

 

 

 

Раньше в молельном домике могли собраться человек 70, а сейчас храм рассчитан на 500 человек. На Рождество, на Пасху он заполнен, но в другие праздники, даже в престольный, еще полупустой. А ведь все-таки в Иловле не 500 человек живут.

Но всегда, конечно, надо искать положительное, и это есть. Например, такой момент – сейчас дети приводят родителей в храм. Если раньше бабушки вели сюда внуков, то сейчас может быть наоборот. Вот, один дедушка рассказывал: внук, когда ему было еще три годика, звал его в храм – «к Красавице». Сначала цветочки посмотреть, потом к Богородице, потом на службу – и так дедушка переступил порог храма.

Сегодня детские сердца больше тянутся к Богу, лучше чувствуют его. Они более открыты. Раньше ученые писали, что человек формируется до 25 лет. Я сам считал, что до 12 лет еще можно что-то вложить в человека, посеять семена, которые потом дадут плод, но читая святых отцов последнего времени, нашел у них, что сократились времена, как это указывается в Священном писании, и теперь ребенок формируется до пяти лет. Хотя до семи лет дети по-прежнему причащаются без исповеди. Сейчас родители многие жалуются, мол, раньше такое хорошее было дитя, а стало… А просто родители упустили это время, до 5 лет: детей балуют, все желания исполняют, и те уже считают, что вся жизнь такая и должна быть, одна радость, без труда. Очень много внешних соблазнов подстерегают наших детей, и мы, родители, обязаны помочь их преодолеть. Прежде всего необходима наша родительская молитва о детях. Но здесь, конечно, все зависит от Бога и от человека – как человек сердце свое расположит к Богу. Если сердце уже закаменело, то его трудно разогреть.

– А виден ли какой-то духовный рост в прихожанах?

– Святейший Патриарх Кирилл в одной из своих проповедей сказал: человек или растет, или падает. Остановка невозможна. Некоторые люди, достигнув определенной степени – в карьере, в физическом  росте, в духовном развитии – останавливаются, считают, что уже достигли вершины, и тогда начинают падать. Вся жизнь человека должна быть деланием, остановка – это начало падения. Главное, конечно, не гордиться достижениями.

Сегодня у людей появилось больше возможностей прийти к Богу, к вере. Есть канал «Союз», где люди могут узнать о православных праздниках, например, и даже если нет возможности побывать в храме, то послушать и посмотреть Богослужение. Есть литература, ее можно купить в церковной лавке, записаться в церковную библиотеку. Сейчас в каждой православной семье есть Евангелие, молитвослов, Псалтирь, есть иконы. А ведь раньше это невозможно было достать, передавалось от человека к человеку, из уст в уста, и что-то при этом искажалось. Сейчас проводятся огласительные беседы перед крещением – с родителями, крестными; можно пообщаться со священником, найти правильные ответы на свои вопросы. Возможности есть, надо только не лениться, работать над собой. Не назову это ростом, но появилась определенная чистота. Те люди, которые действительно хотят идти к Богу, — да, они идут.

Радует молодое поколение. Те ребята, которые выросли в Иловле, бывали в храме, поступили в Волгоградские вузы, организуют там молодежные движения, стараются что-то делать. Даже те, кто уехали куда-то, приезжают и помогают. Храм наш оформлен студентами. Выпускники МДА писали иконы для нашего иконостаса – это были их дипломные работы – а летом, в каникулы приехали и расписали стены. Даже иногда думается: где вы раньше-то были, когда здесь жили? Но радостно, что вот они выросли и сами пришли в Церковь, даже родители их иногда удивляются, и это, конечно, промысл Божий. Так что я всегда говорю тем, кто считает, что молодежь у нас плохая – нет, вы не правы, молодежь у нас хорошая.

– А вы сами как-то изменились, ваша позиция, суждения?

– Конечно, изменился! Седой вон стал! Но если серьезно… Если бы сейчас мне доверили начать строить – боюсь, я бы не смог. Наверное, молодость и дается человеку для созидания, чтобы он шел вперед. Оглядываться-то особо некуда. А после сорока начинаешь уже думать: правильно ли я делал, неправильно… Конечно, недаром говорят, что не ошибается тот, кто ничего не делает. Какие-то ошибки были, и я их сейчас вижу и вспоминаю, и стараюсь исправить.

Но я рад, что четверть века тому назад Иловля приняла меня таким, какой я есть. Я благодарен Богу, что Он поставил хороших, опытных людей на моем пути, которые меня понимали, помогали и поддерживали, и что Он дал нам такого заступника и молитвенника, как Димитрий Донской.

Раньше я этого не понимал. В России много храмов Богородичных, Троицы, или во имя святителя Николая, и мне хотелось, чтобы и наш был таким. Но вот некоторые из этих храмов, которые начинали строиться одновременно с нашим – они еще не готовы, а наш был освящен еще в 1997 году, 12 января, митрополитом Волгоградским и Камышинским Германом. Тогда наш храм по России, может, один такой и был – Димитрия Донского же недавно канонизировали, к 1000-летию крещения Руси, – и мы у него были одни… И вот теперь я прихожу к службе, подхожу к храмовой иконе, перекрещусь и говорю: «Димитрий Донской, ты здесь хозяин, моли Бога о нас, грешных, и управляй сам дальше приходом сим». А раньше-то – я, я…

И дай Бог, чтобы молитвами заступника нашего, святого благоверного князя Димитрия Донского Господь управил дела наши церковные и всех живущих под Его покровом. Аминь.

 

 

 

 

 

 

(Интервью опубликовано в газете «Донской вестник» от 1. 11. 2014г.)

Просмотрено(47)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *